В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае обратилась жительница г. Перми с жалобой на бездействие судебных приставов- исполнителей по розыску должника по исполнительному производству о взыскании алиментов.
Разъяснения Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае по вопросу разобщения в дошкольной образовательной организации, не привитого против полиомиелита ребенка от детей получивших вакцинацию орально полиомиелитной вакциной (ОПВ).
По информации Министерства здравоохранения Пермского края, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-Ф3) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 54 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» были введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июля 2011 № 107 (далее-СП 3.1.2951-11).
Указанные санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию заболеваний полиомиелитом на территории Российской Федерации.
Полиомиелит относится к инфекционным заболеваниям вирусной этиологии и характеризуется разнообразием клинических форм вплоть до паралитических. Клинически это выражается развитием вялых и периферических парезов и/или параличей. Механизм передачи возбудителя фекально-оральный, путь передачи водный, пищевой и бытовой.
Если в группе дошкольного учреждения проведена вакцинация живой полиомиелитной вакциной, то возможно попадание вакцинных вирусов на предметы окружающей среды, что создает условия для их циркуляции и возможности инфицирования не привитых детей. Вакциноассоциированный паралитический полиомиелит (далее - ВАЛ) возникает у не привитых детей при их тесном контакте с другими детьми, недавно (до 2 месяцев) вакцинированными живой оральной полиомиелитной вакциной.
В соответствии с требованиями п. 9.5 СП 3.1.2951-11 в дошкольных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины разобщают с детьми, привитыми живой, т.е. оральной полиомиелитной вакциной (далее - ОПВ), на срок - 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.
Таким образом, не привитого против полиомиелита ребенка не отстраняют от посещения дошкольного учреждением, а разобщают, т.е. переводят в «безопасную» с точки зрения угрозы заражения группу, на срок 60 суток в целях предотвращения угрозы развития вакциноассоциированного паралича.
Дети, не привитые в сроки, установленные Национальным календарем профилактических прививок, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 3.1 СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации» имеют право на иммунизацию, в том числе в детских дошкольных образовательных организациях. Если родители, в свою очередь, в соответствии с вышеуказанной нормой закона отказываются от профилактических прививок, то эти отказы не являются основание для отмены соответствующих ограничений.
Временные ограничения не могут рассматриваться в качестве случаев нарушения конституционных прав граждан на получения дошкольного образования в контексте п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Указанная норма определяет ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Несоблюдение данного требования создает угрозу жизни или здоровью не привитого ребенка и может привести к развитию заболевания вакциноассоциированным паралитическим полиомиелитом.
Установленный порядок по разобщению на определенный срок вакцинированных от не вакцинированных детей направлен на защиту жизни и здоровья населения, позволяет соблюсти баланс интересов как лиц, решивших провести вакцинацию с целью защиты от угрозы возникновения и распространения эпидемии, так и лиц, воспользовавшихся предоставленных законом правом и отказавшихся от профилактической прививки.
Необходимо также отметить, что Верховным Судом РФ, а затем и Кассационной коллегией ВС РФ было рассмотрено дело о признании недействующим а. 4.4 утративших силу СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» (в настоящее время аналогичная норма, содержится в СП 3.1.2951-11 (п. 9.5) по разобщении привитых и не привитых детей). Итогом рассмотрения стало решение о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону № 52-ФЗ или другому нормативному правовому акту имеющим большую юридическую силу.
Также имеется апелляционное определение Пермского краевого суда от 17.07.2013 по делу №33-6297, согласно которому установленный порядок по ограждению на определенный срок вакцинированных от не вакцинированных детей не противоречит нормам действующего законодательства.
Во время нахождения ребенка в детском учреждении ответственность за его жизнь и здоровье несет руководитель детской организации. При причинении тяжкого вреда здоровью, развития вакциноассоцированного паралича у не привитого против полиомиелита ребенка, который был не разобщен с недавно привитыми детьми, должностные лица, допустившие нарушения санитарного законодательства понесет персональную административную и уголовную ответственность.